Вопрос 1. Введение дополнительных мер, стимулирующих установку приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов.
Ответ. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства разработаны проекты постановлений РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу включения затрат на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме» и «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу введения дополнительных мер, стимулирующих установку приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов».
Проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу включения затрат на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме» предусматривает внесение изменений, определяющие механизм и порядок исключения из состава платы за коммунальные услуги затрат на общедомовые нужды и включения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, в состав платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Порядок учета расходов на общедомовые нужды предусматривается осуществлять в два этапа. На первом этапе (с 1 июля 2015 года до прекращения действия договора управления многоквартирным домом) в состав платы за содержание и ремонт соответствующие расходы будут включаться в размере нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, установленных в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета потребления коммунальных услуг), а на втором этапе (при заключении договора управления после 1 июля 2015 года либо при продлении срока действия ранее заключенных договоров управления после 1 июля 2015 года определяется лицами, отвечающими за содержание и ремонт общего имущества и общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Также проектом постановления определен порядок заключения договора ресурсоснабжения между лицом ответственным за содержание общего имущества и ресусоснабжающей организацией в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и необходимых для надлежащего содержания такого имущества.
Ряд предусмотренных проектом постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу введения дополнительных мер, стимулирующих установку приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов» мер, предусмотренных в отношении собственников и потребителей в нежилых помещениях, включая применение санкций за бездоговорное потребление, позволит исключить уклонение таких потребителей от заключения договоров и оплаты потребляемых ими ресурсов, в том числе в части общедомовых нужд. В отношении указанных потребителей не должны действовать ограничения по допуску в помещения (как в отношении жилых помещений), должна быть обязанность по ежемесячной сдаче показаний приборов учета
Проектом постановления также устанавливаются повышенные финансовые обязательства по оплате потребленных коммунальных ресурсов для потребителей, у которых не установлены индивидуальные приборы учета (при наличии технической возможности их установления).
В этих целях с 1 января 2015 года для указанных потребителей размер платы за соответствующую коммунальную услугу определяется с учетом повышающего коэффициента в следующем порядке:
с 1 января 2015 г. по 31 марта 2015 г. - 1,3;
с 1 апреля 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,6;
с 1 июля 2015 г. по 30 сентября 2015 г. - 1,9;
с 1 октября 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 2,1.
Кроме того, по решению субъекта Российской Федерации, может быть предусмотрен иной способ стимулирования установки индивидуальных приборов учета, а именно распределение всей возникающей разницы между объемами фактического потребления коммунальных ресурсов и поставленных коммунальных ресурсов по многоквартирному дому между собственниками помещений, в которых не установлены такие приборы учета. Указанный способ предлагается применять в случае если совокупная доля площади жилых и нежилых помещений таких собственников составляет более 10% от суммарной площади помещений в многоквартирном доме;
Также проектом постановления предоставляется право исполнителю коммунальных услуг устанавливать на индивидуальные приборы учета потребителей коммунальных услуг индикаторные (антивандальные) пломбы, фиксирующие использование устройств, искажающих значения измерений, а также право инициирования привлечения к административной ответственности потребителя при выявлении факта вмешательства в работу прибора учета, в том числе с помощью указанных видов пломб. При этом, установка индикаторных (антивандальных) пломб не должна повлечь дополнительного увеличения расходов собственников индивидуальных приборов учета на установку новых приборов учетов.
Также предлагается сократить минимальный интервал проверки достоверности предоставленных потребителем коммунальных услуг сведений о показаниях индивидуальных приборов учета до 1 раз в квартал.
Проектом постановления уточняется порядок установления количества фактически проживающих в жилом помещении граждан, а также предусматривается, что в качестве основания для перерасчета платы за потребленные коммунальные услуги может применяться акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, в случае, если такое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета.
Вопрос 2. Кто должен оплачивать перепрограммирование приборов учета электрической энергии.
Ответ. РЭК-департамент, учитывая принятые изменения в Федеральный закон от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» в части планируемого изменения порядка исчисления времени в Российской Федерации (переход на «зимнее» время), сообщает.
Минстроем России подготовлен проект постановления Правительства РФ, предусматривающий механизмы защиты прав и законных интересов граждан.
Данный проект предусматривает осуществление постепенного перепрограммирования приборов учета за счет средств организаций (в установленном порядке проверки таких приборов учёта), с которыми у гражданина заключен договор энергоснабжения. Бесплатное перепрограммирование может осуществляться как по заявлению граждан, так и без него.
Таким образом, никаких специальных действий по перепрограммированию приборов учёта гражданам Российской Федерации совершать не требуется.
В части прогнозного роста цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) на 2015 год РЭК-департамент сообщает.
В настоящее время на федеральном уровне приняты решения об ограничении на 2015 год роста тарифов в сфере электроснабжения населения, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также роста платы граждан за коммунальные услуги.
В 1 полугодии 2015г. рост цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) не предусмотрен.
С 1 июля 2015г. приказами ФСТ России от 11.10.2014 № 228-э/4 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год» и № 227-э/З «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год» ФСТ России в среднем для Краснодарского края определены максимально возможное изменение действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - на 14,5%, на тепловую энергию - на 8,5%.
В сфере электроснабжения населения приказом ФСТ от 10.11.2014№225-э/1 утверждены предельный минимальный и предельный максимальный уровень тарифов, который с 1 июля 2014 года предполагает рост к действующему тарифу для населения (3,76 руб./Квтч) в диапазоне от 7,2% руб./кВтч) до 9,6%.
Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 01.11.2014 № 2222-р утвержден индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2015 год в среднем по Краснодарскому краю - 8,6%, а также предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям субъекта РФ от величины указанного индекса на 2015-2018 гг. в размере 2,5%.
В соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации в сентябре 2014г. прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2015г. и плановый период 2016-2017г.г. на 2015 - 2016 гг. оптовые цены на газ для населения предполагается индексировать в июле 2015 г. - на 7,5 %.
В части ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги и информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы за коммунальные услуги РЭК-денартамент поясняет.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен механизм ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, а также предусмотрены основания для превышения ограничений и порядок согласования.
Так, в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее -предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее Основы) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».
Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
В первом долгосрочном периоде размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце с 1 июля 2014 г. до 31 декабря 2014 г. сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в июне 2014 г.
Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 г., обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода.
Предельные индексы отражают максимальное изменение размера платы за коммунальные услуги потребителя (гражданина) с наиболее невыгодным (с точки зрения прироста платы за коммунальные услуги) набором коммунальных услуг (степенью благоустройства) с учетом действующих нормативов (объемам по приборам учета) и принятых (планируемых к принятию) тарифных решений с учетом показателей прогноза социально-экономического развития РФ на очередной год и плановый период в рамках установленных на очередной год на федеральном уровне ограничений роста тарифов (предельных уровней тарифов) и роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на период с 1 июля 2014 г. по 2018 г. утверждены распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 718-р (с 1 июля по 31 декабря 2014г. предусмотрены для Краснодарского края 4,3% и 4,3% соответственно, всего 8,6%).
С учетом которых, постановлением губернатора Краснодарского края от 21.05.2014 № 485 утверждены предельные максимальные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края (составили от 4,3% до 8,6%).
Так, по всем муниципальным образованиям в Кореновском районе, предельные индексы изменения размеры платы за коммунальные услуги утверждены в размере 4,3%.
Согласно п.43 Основ в целях организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг но решению представительного органа муниципального образования предельные индексы могут превышать индекс по субъекту РФ более чем на величину отклонения по субъекту РФ, посредством согласования либо отказа в согласовании соответствующего проекта постановления высшего должностного лица субъекта РФ об установлении предельных индексов по муниципальным образованиям представительными органами местного самоуправления муниципальных образований.
Согласно п.46 Основ основаниями для установления по муниципальному образованию предельного индекса, превышающего индекс по субъекту РФ более чем на величину отклонения по субъекту РФ, могут являться, в том числе, реализация утвержденных инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг и установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, приобретаемые в целях оказания данных коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 43 и 46 Основ РЭК-департаментом был подготовлен на рассмотрение представительных органов местного самоуправления муниципальных образований проект постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края «О внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 мая 2014 года № 485 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на период с 1 июля 2014 года по 2018 год», предусматривающий установление предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, в ряде муниципальных образований превышающих установленные для субъекта РФ ограничения и обеспечивающих применение на их территории экономически обоснованного уровня цен (тарифов) на коммунальные ресурсы, приобретаемые в целях оказания коммунальных услуг холодного и (или) горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения сжиженным газом, в том числе вследствие реорганизации (создании, ликвидации) поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) населению муниципальных образований.
В целях организации обеспечения населения услугами холодного водоснабжения по экономически обоснованном тарифам на холодную воду (смена поставщика - до 30.06.2014 ОАО «Прогресс» (тариф 8,30 руб./м3), с 01.07.2014 МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» (тариф для населения 8,70 руб./м3 при экономически обоснованном тарифе 22,44 руб./м3)), представительные органы местного самоуправления Бураковского сельского поселения Кореновского района в рамках своих полномочий соответствующим Решением от 09.06.2014 № 233 согласовали проект постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 мая 2014 года № 485...» в части утверждения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 1 июля по 31 декабря 2014 г., превышающих предусмотренные на федеральном уровне ограничения (т.е. более 8,6%) и предполагаемый индекс в размере 28%.
По результатам указанного согласования постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.07.2014 № 761 предельный индекс для Бураковского сельского поселения Кореновского района утвержден в размере 28% и приказом РЭК-департамента от 13.08.2014 № 27/2014-окк с 1 сентября 2014г. для МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» установлен тариф на холодную воду для населения на уровне экономически обоснованного в размере 22,44 руб./м3 (с НДС).
Во исполнение данных Правительством Российской Федерации еще в 2013г. особых поручений по активизации информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг соответствующие письма и поручения были направлены РЭК-департаментом в адрес глав муниципальных образований (рекомендации по проведению информационно-разъяснительной работы с привлечением СМИ, УК, PCO, общественных организаций в сфере территориального самоуправления, защиты прав потребителей, контроля в сфере ЖКХ).
Мониторинг 2013-2014г.г. показывает, что информационно-разъяснительная работа с населением по вопросам предоставления ЖКУ (в том числе в рамках комплекса мер, направленных на информирование граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХ) осуществляется в муниципальных образованиях и РЭК-департаментом на постоянной основе: публикации в СМИ и сети Интернет; тематические теле- и радиоэфиры; пресс-конференции; семинары с управляющими организациями и ТСЖ; рассмотрение обращений на личных приемах, встречах, сходах граждан; работа телефонов «горячей линии».
В целях повышения информационной открытости органов власти в области информирования населения о тарифах на коммунальные услуги РЭК-департаментом с августа по декабрь 2013г. было проведено 11 выездных мероприятий в муниципальные образования Гулькевичского, Каневского, Ейского, Кавказского, Калининского, Курганинского, Ленинградского, Динского, Тимашевского районов, а также в муниципальные образования г.Новороссийск и город-курорт Геленджик.
В 2014г. РЭК-департаментом проведены выездные мероприятия в муниципальные образования: г.Краснодар, г.Сочи, г.Анапа, Славянский, Новокубанский, Щербиновский, Белоглинский, Крымский, Староминский, Усть-Лабинский, Красноармейский, Каневской и Отрадненский районы (приоритет отдан муниципалитетам с наиболее высоким ростом тарифов на коммунальные услуги для населения, в том числе в связи с переходом на расчеты по экономически обоснованным тарифам).
В ходе выездных мероприятий были проведены совещания с руководством и представителями муниципалитетов, ресурсоснабжающих и управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, расчетных центров по оплате населением коммунальных услуг, общественных организаций в сфере территориального самоуправления, защиты прав потребителей и личный прием жителей муниципальных образований. Информация о поступивших в ходе личных приемов вопросах и ответов на них размещена на сайте РЭК-департамента.
Также, на постоянной основе на официальном сайте РЭК-департамента http://www.rek23.ru публикуются (размещаются): материалы по результатам проверок ресурсоснабжающих организаций; результаты рассмотрения административных дел в сфере оказания коммунальных и жилищных услуг; информация о проведении открытых заседаний правления РЭК-департамент; протоколы заседаний правления РЭК-департамента и принятые тарифные решения; статьи и пресс-релизы, посвященные проблемным вопросам ценообразования; результаты анализа обращений граждан.
Информация о принимаемых РЭК-департаментом приказах также публикуется в газете «Кубанские новости», на официальном сайте администрации края, а также в справочно-правовых системах «Гарант» и «Консультант плюс».
В июле 2014 года на официальном сайте РЭК-департамента http://www.rek23.ru создан раздел «Ограничение платы граждан за коммунальные услуги», в котором разъясняются основные положения норм законодательства, вводящих механизм ограничения роста размера платы за коммунальные услуги (установление, мониторинг и контроль индексов по субъектам РФ и предельных индексов) размещены федеральные и краевые нормативные правовые документы, данные по ценам (тарифам) на коммунальные услуги в разрезе ресурсоснабжаю-щих организаций и муниципальных образований края, а также примерная форма мониторинга соблюдения предельных индексов в муниципальных образованиях, которые ежемесячно обновляются.
Также работает «горячая линия» РЭК-департамента во всем вопросам тарифов и нормативов, а также ограничений платы за коммунальные услуги, телефоны которой также указаны на сайте.
Проведение разъяснительной работы с населением по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы за коммунальные услуги находится на особом контроле со стороны Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Общественной палаты, Федеральной службы по тарифам.
Так, по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака от 20.09.2014 № ДК-П9-7143 ФСТ России разработан макет Информационного инструмента, позволяющего гражданам обеспечить он-лайн-проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям (далее Информационный инструмент), который в настоящее время размещен на главной странице официального сайта РЭК-департамента rek23.ru, его работа пока осуществляется в тестовом режиме (есть недоработки программы).
Обращается внимание, что в случае если при одинаковом наборе коммунальных услуг и сопоставимых объёмах потребления рост платежа за коммунальные услуги превысит утвержденный главой администрации (губернатором) Краснодарского края на очередной период для соответствующего муниципального образования максимальный индекс изменения (что будет документально подтверждено платежными документами), гражданам необходимо обращаться:
1) к исполнителю коммунальных услуг (в управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающую организацию) за разъяснениями;
2) с соответствующим заявлением и приложением копий платежных документов (за анализируемый и базовый месяцы) в орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий полномочия по государственному жилищному надзору в области применения предельных индексов в муниципальных образованиях края - государственную жилищную инспекцию Краснодарского края (350020, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 181, руководитель - Степаниденко Алексей Васильевич, телефон приемной (861) 259-44-03, телефон по обращениям граждан (861) 251-64-36, официальный сайт gzhi-kuban.ru).
Вне зависимости от величины изменения платежа за коммунальные услуги, при наличии законодательно установленных оснований, за начислением адресных субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса РФ, необходимо обращаться в органы социальной защиты по месту жительства.
В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде.
При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие:
а) изменения набора коммунальных услуг;
б) изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг;
в) изменения объемов предоставления гражданам субсидий, предусмотренных ст. 159 Жилищного кодекса РФ, и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставляемой в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за исключением мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта РФ и бюджета муниципального образования, направленных на соблюдение установленных предельных индексов;
г) изменения фактических объемов потребления в результате проведения в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды;
д) перехода к расчетам за коммунальные услуги с применением дифференцированных по времени суток (установленным периодам времени) цен (тарифов);
е) применения в соответствии с законодательством РФ штрафных санкций.