О результатах проведения выездного приема, разъяснения по тарифам и приборам учета

Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Крас­нодарского края (далее РЭК-департамент) для организации разъяснительной ра­боты с населением и ресурсоснабжающими организациями направляет результа­ты рассмотрения обращений, поступивших в ходе проведения выездного меро­приятия краевого органа ценового регулирования в рамках информационно-разъяснительной работы по вопросам предоставления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании Кореновский район 14.11.2014.

Вопрос 1. Введение дополнительных мер, стимулирующих установку приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов.

Ответ. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства разработаны проекты постановлений РФ «О внесении изменений в некоторые ак­ты Правительства Российской Федерации по вопросу включения затрат на обще­домовые нужды в состав платы за содержание общего имущества в многоквар­тирном доме» и «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Рос­сийской Федерации по вопросу введения дополнительных мер, стимулирующих установку приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов».

Проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты Прави­тельства Российской Федерации по вопросу включения затрат на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном до­ме» предусматривает внесение изменений, определяющие механизм и порядок исключения из состава платы за коммунальные услуги затрат на общедомовые нужды и включения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, в состав платы за со­держание общего имущества многоквартирного дома.

Порядок учета расходов на общедомовые нужды предусматривается осу­ществлять в два этапа. На первом этапе (с 1 июля 2015 года до прекращения действия договора управления многоквартирным домом) в состав платы за содержание и ремонт соответствующие расходы будут включаться в размере нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, установленных в соответствии с Правилами установления и определения норма­тивов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета потреб­ления коммунальных услуг), а на втором этапе (при заключении договора управ­ления после 1 июля 2015 года либо при продлении срока действия ранее заклю­ченных договоров управления после 1 июля 2015 года определяется лицами, от­вечающими за содержание и ремонт общего имущества и общим собранием соб­ственников помещений в многоквартирном доме.

Также проектом постановления определен порядок заключения договора ресурсоснабжения между лицом ответственным за содержание общего имущества и ресусоснабжающей организацией в отношении коммунальных ресурсов, по­требляемых при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и необходимых для надлежащего содержания такого имущества.

Ряд предусмотренных проектом постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу введения до­полнительных мер, стимулирующих установку приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов» мер, предусмотренных в отношении собственников и потребителей в нежилых помещениях, включая применение санкций за бездого­ворное потребление, позволит исключить уклонение таких потребителей от за­ключения договоров и оплаты потребляемых ими ресурсов, в том числе в части общедомовых нужд. В отношении указанных потребителей не должны действо­вать ограничения по допуску в помещения (как в отношении жилых помещений), должна быть обязанность по ежемесячной сдаче показаний приборов учета

Проектом постановления также устанавливаются повышенные финансовые обязательства по оплате потребленных коммунальных ресурсов для потребителей, у которых не установлены индивидуальные приборы учета (при наличии техниче­ской возможности их установления).

В этих целях с 1 января 2015 года для указанных потребителей размер пла­ты за соответствующую коммунальную услугу определяется с учетом повышаю­щего коэффициента в следующем порядке:

с 1 января 2015 г. по 31 марта 2015 г. - 1,3;
с 1 апреля 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,6;
с 1 июля 2015 г. по 30 сентября 2015 г. - 1,9;
с 1 октября 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 2,1.

Кроме того, по решению субъекта Российской Федерации, может быть предусмотрен иной способ стимулирования установки индивидуальных приборов учета, а именно распределение всей возникающей разницы между объемами фак­тического потребления коммунальных ресурсов и поставленных коммунальных ресурсов по многоквартирному дому между собственниками помещений, в кото­рых не установлены такие приборы учета. Указанный способ предлагается при­менять в случае если совокупная доля площади жилых и нежилых помещений та­ких собственников составляет более 10% от суммарной площади помещений в многоквартирном доме;

Также проектом постановления предоставляется право исполнителю ком­мунальных услуг устанавливать на индивидуальные приборы учета потребителей коммунальных услуг индикаторные (антивандальные) пломбы, фиксирующие ис­пользование устройств, искажающих значения измерений, а также право иниции­рования привлечения к административной ответственности потребителя при вы­явлении факта вмешательства в работу прибора учета, в том числе с помощью указанных видов пломб. При этом, установка индикаторных (антивандальных) пломб не должна повлечь дополнительного увеличения расходов собственников индивидуальных приборов учета на установку новых приборов учетов.

Также предлагается сократить минимальный интервал проверки достовер­ности предоставленных потребителем коммунальных услуг сведений о показани­ях индивидуальных приборов учета до 1 раз в квартал.

Проектом постановления уточняется порядок установления количества фак­тически проживающих в жилом помещении граждан, а также предусматривается, что в качестве основания для перерасчета платы за потребленные коммунальные услуги может применяться акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, в случае, если такое помещение не оборудо­вано индивидуальным прибором учета.

Вопрос 2. Кто должен оплачивать перепрограммирование приборов учета электрической энергии.

Ответ. РЭК-департамент, учитывая принятые изменения в Федеральный за­кон от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» в части планируемого из­менения порядка исчисления времени в Российской Федерации (переход на «зим­нее» время), сообщает.

Минстроем России подготовлен проект постановления Правительства РФ, предусматривающий механизмы защиты прав и законных интересов граждан.

Данный проект предусматривает осуществление постепенного перепро­граммирования приборов учета за счет средств организаций (в установленном по­рядке проверки таких приборов учёта), с которыми у гражданина заключен дого­вор энергоснабжения. Бесплатное перепрограммирование может осуществляться как по заявлению граждан, так и без него.

Таким образом, никаких специальных действий по перепрограммированию приборов учёта гражданам Российской Федерации совершать не требуется.

В части прогнозного роста цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) на 2015 год РЭК-департамент сообщает.

В настоящее время на федеральном уровне приняты решения об ограниче­нии на 2015 год роста тарифов в сфере электроснабжения населения, тепло-, во­доснабжения и водоотведения, а также роста платы граждан за коммунальные услуги.

В 1 полугодии 2015г. рост цен (тарифов) на коммунальные ресурсы (услуги) не предусмотрен.

С 1 июля 2015г. приказами ФСТ России от 11.10.2014 № 228-э/4 «Об уста­новлении предельных индексов максимально возможного изменения действую­щих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год» и № 227-э/З «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Рос­сийской Федерации на 2015 год» ФСТ России в среднем для Краснодарского края определены максимально возможное изменение действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - на 14,5%, на тепловую энергию - на 8,5%.

В сфере электроснабжения населения приказом ФСТ от 10.11.2014№225-э/1 утверждены предельный минимальный и предельный максимальный уро­вень тарифов, который с 1 июля 2014 года предполагает рост к действующему та­рифу для населения (3,76 руб./Квтч) в диапазоне от 7,2% руб./кВтч) до 9,6%.

Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 01.11.2014 № 2222-р утвержден индекс изменения размера вносимой гражданами платы за комму­нальные услуги на 2015 год в среднем по Краснодарскому краю - 8,6%, а также предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям субъекта РФ от величины указанного индекса на 2015-2018 гг. в размере 2,5%.

В соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации в сентябре 2014г. прогнозом социально-экономического развития Российской Фе­дерации на 2015г. и плановый период 2016-2017г.г. на 2015 - 2016 гг. оптовые це­ны на газ для населения предполагается индексировать в июле 2015 г. - на 7,5 %.

В части ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги и информационно-разъяснительной работы по вопросам предостав­ления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы за комму­нальные услуги РЭК-денартамент поясняет.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен механизм ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, а также предусмотрены основания для превышения огра­ничений и порядок согласования.

Так, в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса РФ не допускает­ся повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги вы­ше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражда­нами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее -предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Рос­сийской Федерации.

Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за ком­мунальные услуги в Российской Федерации (далее Основы) утверждены поста­новлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федера­ции».

Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами пла­ты за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

В первом долгосрочном периоде размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце с 1 июля 2014 г. до 31 декабря 2014 г. сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в июне 2014 г.

Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации уста­навливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммуналь­ных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления ком­мунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 г., обусловленного перехо­дом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, рав­ный продолжительности отопительного периода.

Предельные индексы отражают максимальное изменение размера платы за коммунальные услуги потребителя (гражданина) с наиболее невыгодным (с точки зрения прироста платы за коммунальные услуги) набором коммунальных услуг (степенью благоустройства) с учетом действующих нормативов (объемам по при­борам учета) и принятых (планируемых к принятию) тарифных решений с учетом показателей прогноза социально-экономического развития РФ на очередной год и плановый период в рамках установленных на очередной год на федеральном уровне ограничений роста тарифов (предельных уровней тарифов) и роста разме­ра вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимые отклонения по от­дельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на пе­риод с 1 июля 2014 г. по 2018 г. утверждены распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 718-р (с 1 июля по 31 декабря 2014г. предусмотрены для Крас­нодарского края 4,3% и 4,3% соответственно, всего 8,6%).

С учетом которых, постановлением губернатора Краснодарского края от 21.05.2014 № 485 утверждены предельные максимальные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края (составили от 4,3% до 8,6%).

Так, по всем муниципальным образованиям в Кореновском районе, пре­дельные индексы изменения размеры платы за коммунальные услуги утверждены в размере 4,3%.

Согласно п.43 Основ в целях организации электро-, тепло-, газо- и водо­снабжения населения, водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг но решению представительного ор­гана муниципального образования предельные индексы могут превышать индекс по субъекту РФ более чем на величину отклонения по субъекту РФ, посредством согласования либо отказа в согласовании соответствующего проекта постановле­ния высшего должностного лица субъекта РФ об установлении предельных ин­дексов по муниципальным образованиям представительными органами местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно п.46 Основ основаниями для установления по муниципальному образованию предельного индекса, превышающего индекс по субъекту РФ более чем на величину отклонения по субъекту РФ, могут являться, в том числе, реали­зация утвержденных инвестиционных и производственных программ, направлен­ных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммуналь­ных услуг и установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, при­обретаемые в целях оказания данных коммунальных услуг.

В соответствии с пунктами 43 и 46 Основ РЭК-департаментом был подго­товлен на рассмотрение представительных органов местного самоуправления му­ниципальных образований проект постановления главы администрации (губерна­тора) Краснодарского края «О внесении изменения в постановление главы адми­нистрации (губернатора) Краснодарского края от 21 мая 2014 года № 485 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения вносимой граж­данами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красно­дарского края на период с 1 июля 2014 года по 2018 год», предусматривающий установление предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, в ряде муниципальных образований превышающих установленные для субъекта РФ ограничения и обеспечивающих применение на их территории экономически обоснованного уровня цен (тарифов) на коммунальные ресурсы, приобретаемые в целях оказания коммунальных услуг холодного и (или) горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения сжи­женным газом, в том числе вследствие реорганизации (создании, ликвидации) поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) населению муниципальных образо­ваний.

В целях организации обеспечения населения услугами холодного водо­снабжения по экономически обоснованном тарифам на холодную воду (смена по­ставщика - до 30.06.2014 ОАО «Прогресс» (тариф 8,30 руб./м3), с 01.07.2014 МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» (тариф для населения 8,70 руб./м3 при экономически обоснованном тарифе 22,44 руб./м3)), представительные орга­ны местного самоуправления Бураковского сельского поселения Кореновского района в рамках своих полномочий соответствующим Решением от 09.06.2014 № 233 согласовали проект постановления главы администрации (губернатора) Крас­нодарского края «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 мая 2014 года № 485...» в части утвер­ждения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 1 июля по 31 декабря 2014 г., превышающих предусмот­ренные на федеральном уровне ограничения (т.е. более 8,6%) и предполагаемый индекс в размере 28%.

По результатам указанного согласования постановлением главы админи­страции (губернатора) Краснодарского края от 23.07.2014 № 761 предельный ин­декс для Бураковского сельского поселения Кореновского района утвержден в размере 28% и приказом РЭК-департамента от 13.08.2014 № 27/2014-окк с 1 сен­тября 2014г. для МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» установлен тариф на холодную воду для населения на уровне экономически обоснованного в размере 22,44 руб./м3 (с НДС).

Во исполнение данных Правительством Российской Федерации еще в 2013г. особых поручений по активизации информационно-разъяснительной рабо­ты с гражданами по вопросам предоставления коммунальных услуг соответству­ющие письма и поручения были направлены РЭК-департаментом в адрес глав му­ниципальных образований (рекомендации по проведению информационно-разъяснительной работы с привлечением СМИ, УК, PCO, общественных органи­заций в сфере территориального самоуправления, защиты прав потребителей, контроля в сфере ЖКХ).

Мониторинг 2013-2014г.г. показывает, что информационно-разъяснительная работа с населением по вопросам предоставления ЖКУ (в том числе в рамках комплекса мер, направленных на информирование граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХ) осуществляется в муниципальных образова­ниях и РЭК-департаментом на постоянной основе: публикации в СМИ и сети Ин­тернет; тематические теле- и радиоэфиры; пресс-конференции; семинары с управ­ляющими организациями и ТСЖ; рассмотрение обращений на личных приемах, встречах, сходах граждан; работа телефонов «горячей линии».

В целях повышения информационной открытости органов власти в области информирования населения о тарифах на коммунальные услуги РЭК-департаментом с августа по декабрь 2013г. было проведено 11 выездных меро­приятий в муниципальные образования Гулькевичского, Каневского, Ейского, Кавказского, Калининского, Курганинского, Ленинградского, Динского, Тимашевского районов, а также в муниципальные образования г.Новороссийск и го­род-курорт Геленджик.

В 2014г. РЭК-департаментом проведены выездные мероприятия в муници­пальные образования: г.Краснодар, г.Сочи, г.Анапа, Славянский, Новокубанский, Щербиновский, Белоглинский, Крымский, Староминский, Усть-Лабинский, Крас­ноармейский, Каневской и Отрадненский районы (приоритет отдан муниципали­тетам с наиболее высоким ростом тарифов на коммунальные услуги для населе­ния, в том числе в связи с переходом на расчеты по экономически обоснованным тарифам).

В ходе выездных мероприятий были проведены совещания с руководством и представителями муниципалитетов, ресурсоснабжающих и управляющих орга­низаций, ТСЖ, ЖСК, расчетных центров по оплате населением коммунальных услуг, общественных организаций в сфере территориального самоуправления, защиты прав потребителей и личный прием жителей муниципальных образова­ний. Информация о поступивших в ходе личных приемов вопросах и ответов на них размещена на сайте РЭК-департамента.

Также, на постоянной основе на официальном сайте РЭК-департамента http://www.rek23.ru публикуются (размещаются): материалы по результатам про­верок ресурсоснабжающих организаций; результаты рассмотрения администра­тивных дел в сфере оказания коммунальных и жилищных услуг; информация о проведении открытых заседаний правления РЭК-департамент; протоколы заседа­ний правления РЭК-департамента и принятые тарифные решения; статьи и пресс-релизы, посвященные проблемным вопросам ценообразования; результаты анали­за обращений граждан.

Информация о принимаемых РЭК-департаментом приказах также публику­ется в газете «Кубанские новости», на официальном сайте администрации края, а также в справочно-правовых системах «Гарант» и «Консультант плюс».

В июле 2014 года на официальном сайте РЭК-департамента http://www.rek23.ru создан раздел «Ограничение платы граждан за коммунальные услуги», в котором разъясняются основные положения норм законодательства, вводящих механизм ограничения роста размера платы за коммунальные услуги (установление, мониторинг и контроль индексов по субъектам РФ и предельных индексов) размещены федеральные и краевые нормативные правовые документы, данные по ценам (тарифам) на коммунальные услуги в разрезе ресурсоснабжаю-щих организаций и муниципальных образований края, а также примерная форма мониторинга соблюдения предельных индексов в муниципальных образованиях, которые ежемесячно обновляются.

Также работает «горячая линия» РЭК-департамента во всем вопросам тари­фов и нормативов, а также ограничений платы за коммунальные услуги, телефоны которой также указаны на сайте.

Проведение разъяснительной работы с населением по вопросам предостав­ления коммунальных услуг и ограничений роста размера платы за коммунальные услуги находится на особом контроле со стороны Президента Российской Феде­рации, Правительства Российской Федерации, Общественной палаты, Федераль­ной службы по тарифам.

Так, по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака от 20.09.2014 № ДК-П9-7143 ФСТ России разработан ма­кет Информационного инструмента, позволяющего гражданам обеспечить он-лайн-проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги уста­новленным ограничениям (далее Информационный инструмент), который в настоящее время размещен на главной странице официального сайта РЭК-департамента rek23.ru, его работа пока осуществляется в тестовом режиме (есть недоработки программы).

Обращается внимание, что в случае если при одинаковом наборе комму­нальных услуг и сопоставимых объёмах потребления рост платежа за коммуналь­ные услуги превысит утвержденный главой администрации (губернатором) Крас­нодарского края на очередной период для соответствующего муниципального об­разования максимальный индекс изменения (что будет документально подтвер­ждено платежными документами), гражданам необходимо обращаться:

1) к исполнителю коммунальных услуг (в управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающую организацию) за разъяснениями;

2) с соответствующим заявлением и приложением копий платежных доку­ментов (за анализируемый и базовый месяцы) в орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий полномочия по государственному жи­лищному надзору в области применения предельных индексов в муниципальных образованиях края - государственную жилищную инспекцию Краснодарского края (350020, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 181, руководитель - Степаниденко Алексей Васильевич, телефон приемной (861) 259-44-03, телефон по обращениям граждан (861) 251-64-36, официальный сайт gzhi-kuban.ru).

Вне зависимости от величины изменения платежа за коммунальные услуги, при наличии законодательно установленных оснований, за начислением адресных субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса РФ, необходимо обращаться в органы социальной защиты по месту жительства.

В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и примене­нии предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующе­му в базовом периоде.

При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возника­ющая вследствие:
а) изменения набора коммунальных услуг;
б) изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг;
в) изменения объемов предоставления гражданам субсидий, предусмотренных ст. 159 Жилищного кодекса РФ, и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставляемой в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за исключением мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта РФ и бюджета муниципального образования, направленных на соблюдение установленных предельных индексов;
г) изменения фактических объемов потребления в результате проведения в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды;
д) перехода к расчетам за коммунальные услуги с применением дифференцированных по времени суток (установленным периодам времени) цен (тарифов);
е) применения в соответствии с законодательством РФ штрафных санкций.