О новых мерах, направленных на защиту потребителя банковских услуг
Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организация» (от 27.12.2018 № 554-ФЗ).
Так, с 1 июля текущего года банки не имеют право начислять проценты после того, как они достигнут двукратной суммы потребительского кредита. Такой запрет касается не только процентов, но и неустойки, иных мер ответственности, предусмотренных договором, а также платежей за услуги, которые кредитор оказывает за отдельную плату.
Данная мера распространяется на договоры потребительского кредита или займа, заключенных в указанный период. При этом срок возврата кредита или займа на момент заключения договора не должен превышать одного года.
Кроме того, с 1 июля 2019г. максимальная процентная ставка по потребительскому кредиту и займу уменьшилась с 1,5% до 1% в день.
Помощник прокурора
Кореновского района
юрист 1 класса Е.Д. Паршакова
Изменен порядок начисления штрафа за ненадлежащее исполнение госконтракта
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1011 от 02.08.2019 изменен порядок начисления штрафа за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного государственным контрактом.
Кроме того, нововведения коснулись и порядка определения размеров штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, в частности исключено установление размера штрафа в виде фиксированной суммы.
Теперь, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, за исключением просрочки исполнения обязательств, в том числе гарантийного обязательства, предусмотренных контрактом, штраф устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Также Правительством Российской Федерации предусмотрено, что в случае если законодательством установлен иной порядок начисления штрафа, чем порядок, предусмотренный Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, то размер такого штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом в соответствии с законодательством.
Новые правила действуют с 14 августа 2019 года и не распространяются на закупки, объявленные до этой даты.
Помощник прокурора
Кореновского района
юрист 1 класса Е.Д. Паршакова
Внесены существенные изменения в градостроительное законодательство
Вступил в действие Федеральный закон от 02.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данный Федеральный закон направлен на комплексное совершенствование правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, развитие застроенных территорий, архитектурно - строительное проектирование.
В частности, федеральным законом внесены изменения в определение понятия «красные линии». Теперь ими признаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. При этом предусматривается, что ранее установленные красные линии, обозначающие границы территорий, занятых линейными объектами, сохраняют своё действие и могут быть отменены либо путём утверждения новой документации по планировке территории, либо путём внесения изменений в существующую документацию, либо решением органа местного самоуправления.
Поправками в Градостроительный кодекс определено, что получить градостроительный план земельного участка теперь вправе не только правообладатель земельного участка, но и иное лицо.
Кроме того, уточнены вопросы местного значения городского и сельского поселений, городского округа, муниципального района в области градостроительной деятельности.
Градостроительный кодекс Российской Федерации дополняется главой 51 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления», в которой регулируются вопросы, касающиеся комплексного развития территорий и развития застроенных территорий. В частности, органу местного самоуправления предоставляется право принять решение о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории без проведения аукциона на право заключения соответствующего договора.
Помощник прокурора
Кореновского района
юрист 1 класса Е.Д. Паршакова
Получить налоговый вычет за приобретенные лекарства станет проще
Федеральным законом от 17.06.2019 № 147-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» приняты поправки в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом новых изменений, граждане вправе обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства за получением социального налогового вычета за понесенные ими расходы на приобретение всех лекарственных препаратов, которые назначил лечащий врач. Ранее, такой налоговый вычет можно было получить только за приобретение лекарств, перечень которых был строго определен Правительством Российской Федерации.
Для получения соответствующего налогового вычета гражданам необходимо представить документы, подтверждающих фактические расходы на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения.
Положения закона применяются в отношении доходов физических лиц, полученных ими, начиная с налогового периода 2019 года.
Помощник прокурора
Кореновского района
юрист 1 класса Е.Д. Паршакова
Законодательно определен порядок работы фитнес-центров
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дополнен статьей 30.1, регламентирующей деятельность фитнес-центров. Изменения внесены Федеральным законом от 02.08.2019 № 303-ФЗ и действуют с 13 августа 2019 года.
Нововведениями определено, что фитнес-центрами являются физкультурно-спортивные организации, целью деятельности которых оказание гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию.
Их деятельность направлена на организацию работы по формированию здорового образа жизни граждан, создание условий для сохранения и укрепления физического здоровья граждан, а также для их физического воспитания.
К правам фитнес-центров и их объединений относятся: организация и оказание гражданам услуги по физической подготовке и физическому развитию; проведение официальных физкультурных, спортивных мероприятий; осуществление подготовки населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.
В обязанности фитнес-центров включены:
создание условий по оказанию гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию, в том числе посредством предоставления помещений, зданий, сооружений, обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;
привлечение квалифицированных работников, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере оказания соответствующих услуг, обеспечение условий для повышения их квалификации;
безвозмездное предоставление субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, фитнес-центры обязаны применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций.
Помощник прокурора
Кореновского района
юрист 1 класса Е.Д. Паршакова
Подготовку к отопительному сезону должны организовать органы местного самоуправления
Право граждан на получение коммунальных услуг закреплено в Жилищном кодексе Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ).
Организация обеспечения надежного теплоснабжения, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а равно выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду, законодательством отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, предусмотрено, что сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей.
Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют, в том числе органы местного самоуправления. При этом эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
За нарушение срока начала отопительного сезона статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных и юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
Помощник прокурора
Кореновского района
юрист 1 класса Е.Д. Паршакова
Позиция Верховного суда РФ о доступе в квартиру представителей управляющей компании
Собственники жилых помещений обязаны поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества (часть 4 статьи 30 Жилищного кодекса РФ).
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2019 № 4-КГ19-6 установлено, что управляющие компании имеют законное право осматривать квартиры собственников на предмет несогласованной перепланировки.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества, к которым относятся:
- соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В Градостроительном кодексе РФ прямо предписано проводить эксплуатационный контроль путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и мониторинга состояния конструкций и оборудования.
Требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер для управляющей организации, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении).
Кроме того, нормы действующего законодательства определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
Таким образом, управляющие организации имеют право на доступ в жилое помещение в силу прямого указания в законе, независимо от конкретных обстоятельств, а также для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.
Помощник прокурора
Кореновского района
юрист 1 класса Е.Д. Паршакова
Долги по ЖКХ могут взыскивать только организации жилищно-коммунальных услуг
В Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» внесены изменения, согласно которым управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.
Это значит, что с начала действия Федерального закона от 26.07.2019 № 214-ФЗ уступка права по взысканию с граждан просроченной задолженности по ЖКХ невозможна организациям и индивидуальными предпринимателями, которые не являются профессиональными участниками рынка жилищно-коммунальных услуг, то есть, не имеют статуса: управляющей организации, ресурсоснабжающей организации, ТСЖ или ЖСК.
В случае уступки права (требования) по возврату задолженности третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, заключенный договор считается ничтожным.
Изменения в закон вступили в силу с 26 июля 2019 года.
Помощник прокурора
Кореновского района
юрист 1 класса Е.Д. Паршакова
Порядок приостановления электроснабжения
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).
Согласно Правил, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга электроснабжение в жилые домовладения, в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок приостановления предоставления коммунальных услуг установлен в разделе XI Правил.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги электроснабжение в порядке и сроки, которые установлены Правилами, исполнитель вправе приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.
Согласно пункту 119 Правил, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
- исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю, в том числе путем направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении).
- при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» пункта 119 Правил исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги.
Таким образом, одним из обязательных условий соблюдения процедуры приостановления предоставления коммунальной услуги электроснабжение является предоставление потребителю возможности погасить образовавшуюся задолженность в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока.
Помощник прокурора Кореновского района
юрист 1 класса Е.Д. Паршакова
С 1 октября 2019 года в гражданском процессе появятся групповые иски
Федеральным законом от 18.07.2019 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Гражданский процессуальный кодекс РФ дополняется новой главой 22.3 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц».
Предусматривается, что гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при соблюдении следующих условий:
- имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик;
- предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц;
- в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства;
- использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.
Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц допускается в случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее 20 лиц.
Федеральным законом устанавливаются требования к исковому заявлению группы лиц, положения о ведении дел в суде о защите прав и законных интересов группы лиц, закрепляются права лица, присоединившегося к требованию группы лиц, устанавливается порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, порядок подготовки названных дел к судебному разбирательству, а также требования к решению суда по делу о защите прав и законных интересов группы лиц.
Решение по делу о защите прав и законных интересов группы лиц принимается по правилам, установленным главой 16 Гражданского процессуального кодекса РФ. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу о защите прав и законных интересов группы лиц, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела по заявлению члена этой группы лиц, который ранее не присоединился либо отказался от заявления о присоединении к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, предъявленному к тому же ответчику, о том же предмете, за исключением случаев, если указанные обстоятельства оспариваются этим членом группы лиц. В решении по делу о защите прав и законных интересов группы лиц, состоявшемся в пользу группы лиц, суд может указать на обязанность ответчика довести информацию о принятом решении до сведения всех членов группы лиц в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом.
Помощник прокурора
Кореновского района
юрист 1 класса Е.Д. Паршакова
Направление исполнительных документов по месту работы должника
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей. В этом случае по месту работы должника в организацию или лицу, производящему удержания из заработной платы судебным приставом-исполнителем направляется соответствующее постановление и копия исполнительного документа.
Установленная в законе невозможность окончания исполнительного производства (по непериодическим платежам) при обращении взыскания на доходы должника до полного погашения долга, предполагает определенный контроль за указанной процедурой. По заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности удержания и своевременности перечисления денежных средств по судебным актам, актам других органов или должностных лиц. Проверка бухгалтерии может проводиться также в порядке статьи 33 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Кроме того исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. Для этого необходимо одновременно с исполнительным документом представить заявление, в котором указать реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств, фамилию, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя-юридического лица.
Помощник прокурора
Кореновского района
юрист 1 класса Е.Д. Паршакова